12082011

Человек или робот?

Добавил: Luckyman в раздел Познавательное | Комментариев: 0 | Просмотров: 3013
Человек или робот?

Философы давно обсуждают, сможет ли созданный человеком интеллект, будь то голем или компьютер в железном коробе, что-нибудь чувствовать или переживать? В 1950 г. Алан Тьюринг, британский математик, участвовавший в расшифровке кодов шифровальной машины Enigma, использовавшейся нацистскими субмаринами во время Второй мировой войны, опубликовал в журнале Mind статью, которая стала первой работой в сфере исследований искусственного интеллекта. В ней Тьюринг предложил заменить чрезвычайно неопределенный вопрос "Может ли компьютер думать?" на гораздо более практичный: "Можем ли мы создать компьютер, который, общаясь с людьми с помощью телетайпа, будет неотличим от живого собеседника?"

В используемом сегодня варианте теста Тьюринга человек - "судья" общается с человеком или компьютерной программой посредством другого компьютера на родном языке. Разговор "судьи" и его собеседника может касаться любой темы. Если после определенного времени общения «судья* не сможет с уверенностью утверждать, кто его собеседник, то по меньшей мере можно сказать, что этот собеседник разумен как человек и, следовательно, выдержал испытание — тест Тьюринга. С тех нор прошло много лет. и современные роботы-собеседники — компьютерные программы, способные имитировать нормальный разговор, — иногда могут одурачить "судью". но лишь на короткое время.

В этой статье мы подошли к вопросу компьютерного разума не как програмисты, а как нейробиологи, интересующиеся нейронными механизмами, обеспечивающими появление субъективных переживаний. Мы изучали мозг добровольцев или пациентов с неврологическими нарушениями с помощью томографа и записывали активность их мозга электроэнцефалографом.

Также мы осуществили сходные исследования мозга грызунов и других животных. Особое внимание мы уделяли так называемым нейрональным коррелятам сознания: простейшим механизмам в мозге, которые вместе обеспечивают любое специфическое осознанное чувство, например разглядывание неестественно яркого оранжевого заката, К сожалению, до недавнего времени в згой области науки не существовало общей теории, которая позволяла бы нам теоретически предположить, могут ли пациент с повреждениями мозга, эмбрион мышь или -"кремниевый голем" испытывать осознанные чувства.

То, что мы называем общей информационной теорией сознания (ПИТС), даст нам возможность решить данную проблему только одним способом. Он касается критического определителя сознания. Многие люди обладают интуитивным пониманием, что субъективное, феноменальное состояние, которое обеспечивает ежедневные переживания, — то, как каждый из нас глубоко индивидуально ощущает запахи, зрительные картины, мысли или воспоминания, — должно быть когда-нибудь соотнесено с тем, как мозг объединяет входящие сигналы сенсорных систем с информацией из нашей памяти в единую картину окружающего мира. Но как сделать такую расплывчатую формулировку более определенной?

ОИТС отвечает на данный вопрос, выдвигая две аксиомы. Во-первых, осознанность — это высокая информативность: каждое частное осознанное состояние, когда оно наступает, исключает огромное число других возможных состояний, от которых оно отличается каким-то индивидуальным образом. Представьте себе кадры из всех фильмов, которые вы когда-либо видели. Каждый кадр, каждая точка зрения — это специфическая осознанная картинка: когда вы осмысливаете ее, ваш мозг отбрасывает триллионы других возможных изображений. Даже после пробуждения в темной комнате, кажущейся самым простым визуальным ощущением, восприятие черноты сопровождается осознанием, что вы не видите ни хорошо освещенной комнаты, ни запутанного полога из лиан в джунглях, ни любой другой из бесчисленных картин, способных существовать в мозге.

Во-вторых, осознанная информация едина. Когда вы начинаете понимать, что это лицо друга, вы не можете ошибиться из-за того, что он плакал или надел темные очки. Не важно, как сильно вы будете стараться, вы не сможете отделить правую половину своего поля зрения от левой или переключиться на черно-белое зрение. Какой бы ни была картина, осознание ее остается цельным и полным; оно не может быть разделено на независимые и несвязанные компоненты, которые могли бы осмысливаться сами по себе.

Комплексная природа сознания обусловлена множественностью взаимодействий между соответствующими участками мозга. Если эти участки будут разъединены, как это происходит в глубоком сне или при анестезии, то уровень осознанности снижается или полностью исчезает.
Для того чтобы обладать сознанием, нужно быть самостоятельным единым организмом с широким ассортиментом различимых состояний — такое определение сознания даст нам теория информации. Способность системы к восприятию интегрированной информации, а значит и к осознанности, можно определить, выяснив, как много система содержит информации сверх той, которая присутствует в виде отдельных частей. Это количество, называемое "фи" (Ф), можно, в принципе, вычислить для любой системы, будь то мозг, робот или настраиваемый вручную термостат. Можно считать Ф мерой неупрощаемости системы до набора отдельных се фрагментов, которая выражается в битах. При высоком уровне Фт а значит и степени осознанности, система должна состоять из отдельных элементов, которые специализированы и интегрированы друг с другом так, что сообща представляют собой нечто гораздо большее, чем просто набор составных частей.

Если фрагменты системы по большей части независимы, как сенсоры цифровой камеры или биты компьютерной памяти, значение Ф будет невысоким. Таким же оно будет для элементов, которые дублируют друг друга, выполняя одни и те же функции при отсутствии специализации, и в результате этого создают некую избыточность; также Ф остается на низком уровне, если единицы системы связаны случайным образом. Но для определенных зон мозга, например коры больших полушарий, в которой нейроны тесно связаны друг с другом с помощью специфических связей, уровень Ф будет очень высоким. Подобные измерения степени интеграции системы могут также применяться и к кремниевым микросхемам, забранным в металлический кожух. При наличии комплексных связей между транзисторами и элементами памяти, компьютеры, как и мозг, будут характеризоваться высоким значением интегрированности информации.

Человек или робот?


Поскольку задача по измерению Ф в микрочипах компьютера весьма сложна, то возникает вопрос: существует ли иной способ определить, будет ли машина разумна, и какие тесты можно использовать для этого на практике? Одним из способов установить степень интегрированности информации в системе может стать предъявление задач, которые легко решит даже шестилетний ребенок: "Что не так на этой картинке?" Ответ на столь простой вопрос требует значительно большего объема контекстуальных знаний, чем те. что могут быть получены при следовании алгоритмам, от которых зависят современные компьютеры при идентификации лиц или обнаружении мошенничества с кредитной картой.

Изображения объектов или естественных сцен состоят из массива запутанных соотношений между пикселями и составленными из них объектами, поэтому и возникла поговорка "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Эволюция нашей зрительной системы, наше умственное развитие в течение детства и весь чувственный жизненный опыт в сумме позволяют нам понимать, все ли компоненты изображения в точности соответствуют друг другу. Текстура, глубина, цвет, пространственные взаимоотношения между элементами — насколько они осмысленны?

Для анализа изображения и определения, адекватна ли информация на картинке, компьютеру требуется гораздо более серьезная обработка данных, чем при ответах на языковые вопросы, взятые из компьютерной базы данных. Машины могут обыгрывать людей в сложных играх, но они все еще не способны произвольно отвечать на вопросы о том, что происходит на фотографии. Это связано с невысокой степенью интегрированности информации, которой они обладают; элементы системы остаются по большей части не связанными друг с другом.

Комментарии пользователей

Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вход/Регистрация

Наш опрос

Вы хорошо учились в школе?
Да
Нет
Иногда :)
Я еще учусь