Познавательные статьи и познавательные материалы » Познавательное » Одна из самых массовых трагедий времен Первой мировой войны
13112012

Одна из самых массовых трагедий времен Первой мировой войны

Добавил: Luckyman в раздел Познавательное | Комментариев: 0 | Просмотров: 1939
Теги: Трагедии
Одна из самых массовых трагедий времен Первой мировой войны

12 июля 1917 года произошла одна из самых массовых трагедий времен Первой мировой войны. Тогда немецкие войска применили против своего противника химическое отравляющее вещество дихлордиэтилсульфид, впоследствии получившее по названию места газовой атаки на реке Ипр имя «иприт». В течение часа было убито более 5 тысяч французских солдат. Но не менее страшная участь уже в мирное время ждала жителей индийского города Бхопал спустя почти 70 лет...

Американская компания «Юнион Карбайд» начала свою деятельность в Индии еще в начале прошлого столетия, создавая в стране предприятия, занимавшиеся изготовлением химических изделий, в том числе и пестицидов. Вот этот продукт для уничтожения сельскохозяйственных вредителей и производился на заводе в Бхопале, построенном в 1969 году.

Роковая ночь
Спустя шесть лет индийцы стали вырабатывать здесь «национальный продукт» - пестицид «Севин», для производства которого в качестве основного вещества использовался метилизоцианат (МИЦ), чрезвычайно ядовитое вещество.

Пятнадцать лет завод производил это средство для борьбы с насекомыми-вредителями. И вот наступило 3 декабря 1984 года. В 23 часа оператор отметил на датчике пульта повышение давления
в одной из цистерн с МИЦ. В 0:15 новый доклад - из нее отмечено подтекание вещества. Тут бы старшему смены забить тревогу, однако он уходит пить чай: дескать, потом разберемся. А еще через несколько минут давление возрастает в два раза. Один из работников бросается в хранилище и сначала слышит странный скрежет, а потом в ужасе наблюдает, как начинает разрушаться бетонная подушка, на которой расположена цистерна. Дежурный начальник в панике: он
начинает лихорадочно листать инструкцию, поскольку только теперь стало понятно, что в емкости начался неуправляемый химический процесс, связанный с повышением температуры содержимого. Единственное, что ему приходит на ум, - отдать приказ поливать цистерну водой из брандспойта. Но было уже поздно.

Около часа ночи давление выбивает предохранительный клапан, и почти 40 тонн ядовитой парогазовой смеси стремительно устремляется наружу. Рабочие смены пытаются спастись бегством, двигаясь, в соответствии с инструкцией по технике безопасности, против ветра, и кое-кому удается перебраться в безопасное место.

Но ядовитое облако уже через час накрывает город. Местные жители, проснувшись от рези в глазах и начавшегося удушья, в панике выбегают на улицу, не понимая, от кого и как спасаться. И тут же падают на землю, корчась в страшных муках.
Вот как описал открывшуюся его взору картину репортер агентства «Ассошиэйтед Пресс», прибывший на место трагедии спустя сутки: «...на заводе еще лежат мертвые тела. Их подбирают и складывают в стоящие грузовики. Везде, куда ни посмотри, мужчин и женщин, мучавшихся от жестокого кашля, рвало.
На каждой улице в сточных канавах лежали люди. Они были мертвы, и скрюченные агонией позы делали их похожими на подстреленных птиц.
Между трупами бродили настоящие птицы - стервятники. Когда стервятники отлетали в сторону, их места занимали бродячие собаки, разрывающие человеческую плоть на части. Спасением мертвецов от хищников занимались вооруженные винтовками солдаты. Им помогали местные жители, вооруженные длинными палками. Маленькие дети с загнанными глазами куда-то бежали, явно не зная куда».
Впоследствии власти попытаются подсчитать число человеческих жертв этой восьмичасовой газовой атаки. По самым скромным подсчетам, погибли около 8тысяч жителей Бхопала. Но назывались цифры и 15, и даже 20 тысяч. Сколько же несчастных скончались от отравления впоследствии, официальная статистика умалчивает.

Одна из самых массовых трагедий времен Первой мировой войны


Что же произошло?
Итак, что же произошло на заводе в ту роковую для жителей Бхопала ночь? Эксперты пришли почти к однозначному мнению: имела место неконтролируемая реакция, которая привела к поднятию в цистерне высокой температуры, а катализатором стала вода, соединившаяся с МИЦ. Однако как такое могло произойти?
Были предложены две версии. Согласно первой, оператор начал процесс перекачки МИЦ, не удостоверившись, что ремонтная бригада закончила промывку фильтров водой и заблокировала задвижки в магистрали, в которую в качестве «поршня» во время производственного процесса для перекачки подавали азот (узнать про азот для автомобилей можно здесь http://carfor.ru/newauto/porsche/). Согласно второй, операцию по загонке воды через брандспойт осуществил один из сотрудников, получивший уведомление об увольнении. Ему казалось, что он делает мелкую пакость, а это хулиганство обернулось трагедией.

Но эта попытка экономии была не последней причиной трагедии. Возникает справедливый вопрос: неужели на предприятии не существовало средств безопасности?
Существовали - аж четыре вида. Холодильник - устройство охлаждения резервуаров с помощью фреона, скуббер - мощный фильтр с каустической содой, связанная с ним замкнутая вентиляционная система с очисткой для нейтрализации токсичных веществ, башня для дожигания паров МИЦ и комплекс водного орошения (КМО) для осаждения выделяемых паров. Так вот, на момент аварии действовал только КМО, остальные средства защиты были отключены в целях экономии. Кстати, и большая часть заводского оборудования находилась на профилактическом ремонте.

Невзирая на это, было принято решение (понятно, ради выгоды) продолжить производственный процесс, пусть путем перекачки МИЦ из одной, но 42-тонной цистерны, что по всем параметрам являлось нарушением правил техники безопасности.
Немаловажную роль в катастрофе сыграл и человеческий фактор. Когда «Юнион Карбайд» была полновластным хозяином завода, за процессом производства следили американские инженеры и технологи, а персонал низшего звена проходил обучение в США.

После того как, по настоянию правительства Индии, компания продала стране 49% акций, заокеанские специалисты были отозваны на родину, а ускоренная подготовка техников и операторов стала проводиться на месте по принципу подготовки летчиков во время войны - «взлет-посадка». К тому же, инструкции имелись только на английском языке, а аборигены, кроме своего родного хинди, другими языками не владели. «Юнион Карбайд» же больше в дела завода не вмешивалась, предпочитая получать дивиденды от прибыли.
Следующими двумя роковыми обстоятельствами стали близость к предприятию поселений и метеорологическая обстановка. Дело в том, что когда начали строить заводские корпуса, в город потянулись, в надежде на заработки, бедные крестьяне.

В результате возникли нелегальные поселки, которые впоследствии власти узаконили и передали в собственность мигрантов. К тому же большинство жителей не были осведомлены, что означает рев сирен. Наконец, МИЦ в два раза тяжелее воздуха, поэтому должен был опасть, покрывая только территорию завода. Но поднявшийся в тот момент редкий для этих мест ветер погнал ядовитое облако на город.
Спор о том, кто же виноват, продолжается и по сей день. Руководство же «Юнион Карбайд» свою вину признало только частично и выплатило пострадавшим компенсацию в сумме 400 миллионов долларов.

Комментарии пользователей

Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вход/Регистрация

Наш опрос

Вы хорошо учились в школе?
Да
Нет
Иногда :)
Я еще учусь